Фронтовые письма – бесценный источник знаний о Великой Отечественной войне. Война разрушила жизни всех граждан Советского Союза. Близкие люди оказались оторванными друг от друга. Письма были единственным средством связи между фронтом и тылом. В минуты затишья в окопах, землянка, полевых лазаретах, накануне смертельных схваток солдаты писали весточки домой.
Фронтовые письма отправляли без конвертов. Лист исписывали с одной стороны и сворачивали треугольником. Чистая сторона использовалась для указания адресата, иногда писали на почтовых открытках. Из дома приходили аккуратные конвертики, хранившие запах тепла и уюта. Полевая почта бесперебойно отправляла и доставляла послания. Солдаты-почтари, передвигаясь то бегом, то ползком разносили и собирали заветные письма.
Младший лейтенант, командир огнеметного взвода Кольцов Сергей Валерьянович писал своему брату Вениамину: «Здравствуй, Брат. Пишу после продолжительного перерыва. Получил от тебя письмо. Столь много у меня было различных переживаний, что трудно будет описать хотя бы сотую часть ее. Их можно заменить одним словом – воюю. Писание этого письма сопровождается раскатами артиллерийских залпов и трескотней пулеметов… Сейчас я нахожусь в 10 км от передовой, строим оборонительные рубежи». Это письмо было написано 20 июля 1942 г., 4 августа 1942 г. в боях под Ржевом С.В. Кольцов погиб.
Вся корреспонденция подвергалась военной цензуре, поэтому письма были очень просты. Они отражали боль за Родину, веру в победу, тоску по семье, трогательную заботу о близких, хозяйский интерес к будням родного села, колхоза, завода, школы…
Такими переживаниями проникнуты письма Ивана Семеновича Патрикеева: «Добрый день Галя. Шлю первым долгом горячий привет и желаю быть здоровой навсегда. Я здоров и еще привет бабушке и Мане и Симе и Вите и Клаве и Вове и Шуре. Желаю быть здоровыми навсегда. Постарайтесь учиться только на хорошо и отлично… Ожидайте нас домой только весной с полной победой над врагом…». Однако этим планам не суждено было осуществиться. Иван Семенович погиб в 1942 г. У него осталась большая семья.