Опубликовано

Правда о войне. Секретный проект «2К»

Сегодня мы расскажем о малоизвестных подробностях строительства первого Керченского моста, соединившего берега Кавказа и Крыма в 1944 году. Проект был зашифрован под аббревиатурой “2К”, от первых букв в словах Крым и Кавказ. Решение о его строительстве принимал лично Иосиф Сталин, подписав Постановление ГКО N5027 от 25 января 1944 года.

Место для моста выбрали в самом узком горлышке Керченского пролива. Работа шла круглосуточно. Первый поезд прошёл 3 ноября 1944 года. Строительство моста продолжалось и после начала эксплуатации, необходимо было заменить временные деревянные опоры стальными, установить ледорезы. Работам мешала погода – ветер, шторма, к тому же на Азовском море образовался лёд аномальной толщины.

В феврале из-за резкого потепления льдины двинулись в Чёрное море через Керченский пролив. Их взрывали, бомбили с самолётов, но стихия была сильнее. За неделю до обрушения по мосту успел пройти особо охраняемый литерный поезд, на котором с Ялтинской конференции вернулась в Москву советская делегация. 

18 февраля 1945 года льдом были повреждены 32 опоры, 20 февраля – ещё 10, после чего пролёты стали падать в море, спасти сооружение не удалось. Весной правительственная комиссия рекомендовала остатки моста разобрать, стратегической необходимости в соединении Крыма с Кавказом к этому моменту уже не было. За четыре месяца существования по мосту прошло более двух тысяч эшелонов с оружием, топливом и боеприпасами для фронта.