Опубликовано

Правда о войне. Юные агенты Абвера.

«Всякий, кто не узнает всей правды, так никогда и не поймёт, с каким врагом, с каким чудовищем вступила в смертную борьбу наша великая, наша святая Красная армия»

Василий Гроссман

В июне 2024 года Центр общественных связей ФСБ России опубликовал рассекреченные архивные документы о подготовке в диверсионных школах Абвера (военная разведка и контрразведка Германии в 1919-1944 гг.) советских детей-сирот для шпионажа и диверсий в тылу Красной армии. С этими фактами советская контрразведка столкнулась уже в первый год Великой Отечественной войны. Такие школы создавались под видом детских домов с 1941 по 1943 гг. на временно оккупированных территориях СССР, в Белоруссии, на Украине, в Смоленской, Курской, Белгородской областях. Немцы считали, что работа с такими детьми имеет ряд преимуществ: им сочувствовали и помогали гражданские и военные лица; у них была хорошая зрительная память; не было необходимости в изготовлении фальшивых документов. В школах Абвера их учили чертить план расположения штабов Красной армии, огневых точек, орудий, танков, пулемётов, автомашин, кавалерии; готовили к совершению терактов – массовые отравления, подрыв железнодорожных путей, учили прыгать с парашютом, передавать радиосигналы и др.   

«15 ноября 1941 года были задержаны три мальчика в возрасте 8-10 лет. Один из них рассказал, что в Бобруйске немцы собрали до 50 детей в возрасте от восьми до 12 лет, не имевших или потерявших родителей, и обучают их разведывательной работе». 25 декабря 1941 года начальник особого отдела в докладной записке замнаркому внутренних дел СССР, будущему начальнику СМЕРША, Виктору Абакумову сообщил, что «выявлены две школы малолетних разведчиков, организованных немецкой разведкой в городе Бобруйске и селе Протопоповке Харьковской области. Школы под видом детдомов комплектовались беспризорными».

Из спец донесения особого отдела НКВД 34-й кавалерийской дивизии

С июля 1943 года аналогичная школа действовала на территории Германии, в местечке Гемфурт, неподалеку от города Касселя, где подбором, вербовкой и обучением детей занимались бывшие офицеры Красной армии, предатели, вступившие во власовскую армию.

«В школе обучались подростки обоего пола от 13 до 17 лет. Набор производили из сирот, находившихся в детских домах в Орше и Смоленске. Вербовали подростков-мальчиков, якобы в “Русскую освободительную армию”, а девушек – в школу медицинских сестёр. После соответствующей обработки подросткам объявляли, что из них будут готовить агентов-диверсантов, добивались согласия и оформляли вербовку. Наряду с изучением средств и способов совершения диверсионных актов агенты усиленно обрабатывались в антисоветском духе и занимались строевой и физической подготовкой».

Из обнародованных документов ФСБ РФ

Но фашисты и их пособники просчитались, большинство юных «диверсантов», несмотря на угрозы перед заданием, добровольно сдавались в органы госбезопасности и военные комендатуры. По протоколам допросов НКВД это были обычные дети, только запуганные и оглушенные бедами и потерями войны. Благодаря полученной от них информации, советской военной контрразведке удалось своевременно принять меры по установлению мест дислокации подобных «разведшкол» и парализовать их подрывную деятельность.

Дальнейшую судьбу завербованных Абвером детей решило особое совещание при НКВД СССР, которое постановило: для тех, кто сдался добровольно: «Зачесть в наказание срок предварительного заключения и из-под стражи освободить». Часть подростков была отправлена в детские исправительно-трудовые лагеря (ИТЛ) до совершеннолетия. И лишь единицы – те, кто действительно взрывал и убивал, получили сроки колонии от 10 до 25 лет.