Опубликовано

Правда о войне. «Мюнхенский сговор».

30 сентября 1938 года премьер-министр Великобритании Невилл Чемберлен и Адольф Гитлер подписали в Мюнхене пакт о ненападении. Юридически это соглашение касалось передачи Чехословакией Германии Судетской области, а по факту – это был первый акт сознательной поддержки Гитлера западноевропейскими странами, развязавший Вторую мировую войну. Об этом международном соглашении, вошедшем в историю как «Мюнхенский сговор», не любят вспоминать в современной Европе. Как и сегодня, в 1930-е годы Запад широко практикует политику двойных стандартов, забывая, что за руку с Гитлером здоровались руководители Польши, Великобритании и Франции, а не Иосиф Сталин. Советский Союз был последним европейским государством, заключившим с Германией в 1939 году пакт о ненападении.

В 1930-е годы Лондон и Париж придерживались политики «умиротворения» Гитлера. Элиты этих стран больше всего опасались новой мировой войны и считали, что нужно дождаться, пока немецкий фюрер потеряет власть. Они не верили, что Германия не способна начать новую большую войну. А судьба соседей: Чехословакии, Австрии и Польши – их не интересовала. Главным идеологом этого политического курса был будущий премьер-министр Великобритании Невилл Чемберлен. По его поручению 19 ноября 1937 года в Берлин прилетел лорд Эдуард Галифакс, который сообщил Гитлеру, что при условии сохранения целостности Британской империи, Лондон предоставит Берлину свободу действий в отношении Австрии и Чехословакии. Гитлер уверил своего собеседника, что на большее и не претендует.

Пиком политики «умиротворения» стала Мюнхенская конференция, на которой была одобрена заранее согласованная сделка четырёх держав.  Представители Англии, Франции, Германии и Италии утвердили полную и безоговорочную капитуляцию Чехословакии, представителей которой даже не пригласили к участию в работе конференции. В истории дипломатии вряд ли найдётся подобный прецедент попрания международного права. Тем не менее правительство Чехословакии заявило, что оно подчиняется решениям, принятым в Мюнхене.  В соответствии с договорённостями Чехословакия передает Германии не только Судетскую область, но и пограничные районы с Австрией. Все военные сооружения и укрепления, фабрики, заводы, запасы сырья, пути сообщения, средства связи, находившиеся в этих областях, также передаются Берлину.

Вслед за Мюнхенским соглашением 30 сентября была подписана англо-германская декларация 1938 года, а 6 декабря – франко-германская декларация 1938 года о “взаимных консультациях”. Подписав их, влиятельные слои французского и британского правящего класса рассчитывали на то, что Гитлер повернёт мощь Вермахта не против Запада, а против СССР.

В организации «Мюнхенского сговора» активную закулисную роль сыграли США. Выступая в октябре 1938 года в палате общин, Чемберлен признал: “Есть и другое государство, которое не участвовало в конференции, но… оказывало постоянное, всё возрастающее влияние. Я, разумеется, имею в виду Соединенные Штаты”. Президент США Рузвельт приветствовал подписание Мюнхенского соглашения.

Получив Судетскую область Чехословакии, нацисты обрели огромные военные, материальные и людские ресурсы, что позволило им серьёз­но укрепить позиции Германии на международной арене. «Престиж Гитлера действительно взлетел на новую высоту», – констатировал американский историк Уильям Ширер. А американский журнал «Time», признавший Гитлера человеком 1938 года, на­писал: «Он порвал версальский договор в клочья. Он снова вооружил Германию до зубов – или почти до зубов».