Опубликовано

По материалам выставки «Летят журавли». Анатолий Папанов

По материалам выставки «Летят журавли», которая прошла в 2015 году в Сургутском краеведческом музее и была приурочена к 70-летию Победы, вспоминаем советских кинематографистов и актёров, прошедших войну. Один из самых знаменитых был Анатолий Дмитриевич Папанов (1922 – 1987) – советский актёр театра и кино, народный артист СССР, награжденный Орденами Отечественной войны I и II степени.

Анатолий Папанов родился в г. Вязьма под Смоленском в семье военного Дмитрия Папанова и модистки Елены Росковской. В 1930 г. Папановы переехали в Москву, там Анатолий пошел в школу. После школы А.Д. Папанов пошёл работать на литейный завод и одновременно занимался в театральной студии «Каучук», играл в массовках на «Мосфильме».

Мечты о карьере актера кино пришлось отложить: с первых дней войны он ушёл на фронт. В звании старшего сержанта командовал взводом зенитной артиллерии. 22 марта 1942 г. попал в окружение под Харьковом, чудом остался жив, но получил тяжёлое ранение.  Роль солдата, которому некуда отступать Анатолий Папанов прожил сполна. Под Харьковом он узнал, что значит служить в батальоне, который просит и не получает огня. Об этом времени он сыграл одну из самых ярких и значительных своих ролей — генерала Серпилина в экранизации романа К.Симонова «Живые и мёртвые» (реж. А.Столпер, 1963 г.). Папанов получил всесоюзную известность, ленту посмотрели 41 миллион зрителей. Фотография артиста в образе Серпилина украшала обложку журнала «Советский экран» и почтовую марку, выпущенную в 1966 г. Эта работа получила приз Первого всесоюзного кинофестиваля, как лучшая мужская роль. Но это было позже…

После выписки из госпиталя Папанов не спешил отправляться в тыл: вместе с творческим коллективом, который сам же и создал, ездил по фронтовым госпиталям. Своими выступлениями артисты старались поддержать боевых товарищей, читали стихи, пели песни, разыгрывали сценки, и получали аплодисменты от благодарных зрителей. Вернувшись в Москву, Анатолий Папанов решил осуществить свою мечту – стать артистом. В ГИТИС он пришёл, опираясь на трость, но заверил комиссию, что для него как для актёра возможно абсолютно всё. И доказал это, в рекордно короткие сроки, избавившись от хромоты.