«

»

«Наука побеждать в воздухе. В небе – Покрышкин!»

Я смотрел на клокочущую Красную площадь, на плотную стену москвичей и думал: не забудет ли мир, человечество, чего стоила ему эта победа над гитлеризмом? Сделает ли человечество нашей планеты свой железный вывод из этой страшной — и для нас, и для тех, кто её затеял, — войны? Не забудут ли люди, сколько за эти годы было пролито крови, сколько могил рассеяно по земле от Волги до Шпрее и на полях боев во многих странах Европы?

Не забудут!.. Не должны забыть! — так написал в своих воспоминаниях Александр Иванович Покрышкин.

Александр Иванович Покрышкин – легенда Красной армии и её Военно-воздушных сил, Маршал авиации, летчик – ас, трижды удостоен звания Героя Советского Союза.

Прославленный герой Великой Отечественной войны родился 6 марта 1913 года в семье рабочих в Новониколаевске (Новосибирске) и с юных лет мечтал о небе. Для этого Александр окончил фабрично-заводскую школу, получил профессию слесаря-инструментальщика. Затем – пермскую школу авиатехников. В 1939 году завершил обучение на военного летчика в Качинске.

К началу войны молодой военный лётчик был заместителем командира эскадрильи. 26 июня 1941 года он одержал свою первую боевую победу, сбив во время разведки истребитель Мессершмитт. Через какое-то время Покрышкин понял, что та тактика боя, которой его обучали, устарела и разработал новые приёмы ведения воздушного боя. Названия их говорят о многом: «соколиный удар» – уничтожение противника пикированием с высоты, «ножницы» – обезвреживание сидящего на хвосте вражеского истребителя встречным схождением наших самолётов, скоростные «качели», от которых фашист терял остатки самообладания. В результате, Александр Покрышкин выработал основную формулу воздушного боя, которая стала известна всей нашей истребительной авиации: «высота-скорость-маневр-огонь».

По официальным данным, на счету Александра Покрышкина 600 боевых вылетов, 156 воздушных боёв, 59 вражеских машин, сбитых лично, и 6 – в группе. О том, как воевал Покрышкин, можно судить по одному невероятному, факту: никто из лётчиков, ведомых им в боях, не погиб. Сам он считал это достижение куда более значимым, нежели рекорды личных побед. Он умел выращивать асов. Среди его воспитанников, однополчан – тридцать Героев Советского Союза. Его учеником был легендарный лётчик Михаил Девятаев.

В отличие от немецких асов Александр Покрышкин не стремился к лёгким победам, не искал в неприятельском строю самых молодых и неумелых. Он выбирал в бою самого опасного врага. «Определить сильнейшего во вражеской группе. И наносить удар по нему, невзирая на риск. Это дезориентирует остальных», — говорил Покрышкин. Одно его имя наводило на врага ужас. В радиоэфире вермахта без шифровки дозволялось произносить лишь две фразы: «Achtung: Panzer!» — «Внимание: танки!» и «Achtung: Partizanen!» — «Внимание: партизаны!». В 1943-м добавилась третья фраза: «Achtung! Achtung! Pokryshkin ist in der Luft!» — «Внимание! Внимание! Покрышкин в воздухе!».

В 1943 году Александр Покрышкин стал дважды Героем Советского Союза. Третью звезду Героя он получил в августе 1944 года.

Каждый день о нём писали советские газеты: «…гордость страны, слава авиации, лучший сталинский сокол...».  В феврале 1944-го Александру Покрышкину была предложена более безопасная должность – начальника боевой подготовки истребительной авиации с немедленным присвоением генеральского звания. Но он отказался и попросил немедленно вернуть его на фронт. В феврале 1945 года, в боях за Польшу, авиадивизия, в которой служил Александр Покрышкин, столкнулась с отсутствием подходящих аэродромов для базирования. Покрышкин предложил вместо них использовать часть автострады Бреслау – Берлин. Это был единственный случай в истории мировой авиации, когда целая истребительная дивизия в течение полутора месяцев успешно действовала с участка обыкновенного автобана.

Покрышкин летал на МиГ-3, И-16, Як-1, потом – на союзнической «Аэрокобре» Bell Р-39. Последнюю считал счастливой и до конца войны не менял на новую, более современную модель. Президент США Франклин Рузвельт удостоил Покрышкина золотой медали «За выдающиеся заслуги», персональной военной награды Штатов. Советский герой стал единственным из иностранцев пожизненным членом Ассоциации лётчиков-асов США.

Отмечая это событие, американские газеты писали: «Лучший лётчик-истребитель в нынешней войне – русский».

Видный английский специалист в области военной авиации Роберт Джексон в своей книге «Красные соколы» писал: «Одним из советских асов, выработавших систему тактических боевых приёмов, ставших позднее нормой для советских ВВС, был Александр Покрышкин».

Войну Александр Покрышкин закончил в звании полковника 9-й гвардейской истребительной авиадивизии. В победном мае 1945 года участвовал в параде на Красной площади, нёс фронтовое знамя. В 1948 году окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе, а в 1957 году – Военную академию Генерального штаба. Служил в войсках ПВО, почти четверть века занимал в них ответственные должности, в 1968‑1971 годах был заместителем главнокомандующего Войск ПВО СССР. В августе 1953 года Александр Иванович Покрышкин получил первое генеральское звание, а в 1972 году – звание Маршала авиации. С 1972 по 1981 годы был председателем ЦК ДОСААФ СССР. С ноября 1981 года – военный инспектор-советник Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Александр Иванович ушёл из жизни 13 ноября 1985 года в Москве.

Александр Иванович Покрышкин является Почётным гражданином городов: Мариуполь, Новосибирск, Бельцы, Ржев, Владикавказ. Его именем названы улицы в Москве, Новосибирске, Краснодаре, Новокузнецке, Севастополе, Алма-Ате. В 1993 году малая планета номер 3348 получила имя «Покрышкин». В 1995 году в Новосибирске был открыт музей Александра Ивановича Покрышкина. Международному Аэропорту (Толмачёво) в Новосибирске было присвоено имя легендарного лётчика А.И. Покрышкина.