В 1942 г. Сургутский район стал местом депортации «неблагонадёжных» народов. К таковым относились «социально опасные» граждане, «контрреволюционеры и националисты» из приграничных территорий СССР: Украины, Бессарабии, Средней Азии, Закавказья. Советских немцев и финнов отнесли к потенциальным «пособникам врага» исключительно в силу своей этнической принадлежности к нациям, с титульными государствами которых шла война.
В Сургутский район прибыло 1609 немцев и финнов из Ленинградской области, западных украинцев, западных белорусов и бессарабов. В 1944 г. здесь расселили 1118 депортированных калмыков.
В условиях войны не было возможности обеспечить переселенцев специально построенными поселениями, поэтому депортированных расселяли среди местных в сёлах, деревнях и даже в хантыйских стойбищах района.
Депортированным запрещалось отлучаться за пределы своего сельского совета, за исключением посещения места работы. Самовольное отлучение более чем на 24 часа каралось в уголовном порядке. Обязательными были ежемесячные отметки в комендатурах и сообщения об изменениях в семье.
Ссыльное население было занято в рыбной промышленности и на лесозаготовках.
26 ноября 1948 г. Верховный Совет СССР издал Указ, запрещающий депортированному населению возврат к прежним местам жительства. Только в конце 1955 г. началось их освобождение. Были сняты все правовые ограничения с немцев. В ноябре 1956 г. произошло освобождение калмыков.