Опубликовано

Лето 1944 года

Летом 1944 г. в ходе успешной наступательной операции «Багратион» войска Красной Армии окружили и уничтожили значительное количество немецко-фашистских войск. Вражеской группе армий «Центр» был нанесен сокрушительный удар. Были убиты или попали в плен около 400 000 немецких солдат и офицеров. Из 47 генералов Вермахта 21 был взят в плен. Советская армия освободила белорусские города Лепель, Борисов, Могилев, Минск и другие.

Изгнание немцев из столицы Белоруссии имело большое стратегическое и психологическое значение. Минск был первым городом, захваченным в ходе немецкого танкового блицкрига 1941 г. По этому случаю 17 июля 1944 года в Москве прошел марш немецких военнопленных.

17 июля пленных собрали на московском ипподроме и стадионе «Динамо». Предварительно каждый из них прошёл тщательный осмотр. В Москву взяли только здоровых и способных передвигаться самостоятельно. Им был роздан усиленный паёк — каша и хлеб с салом. К 11 часам утра военнопленных разделили на две группы и построили в соответствии со званием по 600 человек (20 человек по фронту). Всего в параде приняли участие 57 тыс. немцев. В их составе 1227 офицеров, из них – 19 генералов, 6 полковников и подполковников.

Колонны сопровождали всадники с обнаженными шашками и конвоиры с винтовками наперевес. За пленными следовали поливальные машины, символически отмывая землю от «гитлеровской нечисти». Шествие закончилось к семи часам вечера, когда все пленные разместились по вагонам и были отправлены в места заключения. Четырём пленным, отставшим от колонны, была оказана медицинская помощь.

За шествием наблюдали десятки тысяч жителей и защитников Москвы. В их числе и сургутянин Николай Николаевич Кайдалов. Он ушел добровольцем в 1941 г., воевал в батарее 37-миллиметровых зенитных пушек 862-го зенитного полка Московской Особой армии ПВО Московского военного округа. Н.Н. Кайдалов оборонял столицу нашей Родины, был награжден медалью «За оборону Москвы».

17 июля 1944 г. он со своими боевыми товарищами с крыши концертного зала им. П.А. Чайковского, где стояли зенитки, наблюдал, как по Садовому кольцу шла бесконечная колонна немецких военнопленных. Позже вспоминал: «По Москве немцы шли по шестнадцать человек в ряд. В голове колонны шагали, опустив головы, генералы и старшие офицеры…»