Опубликовано

Антибольшевистскому крестьянскому восстанию 100 лет

29 мая 1921 г. в Сургутском уезде завершилось масштабное Западносибирское антибольшевистское крестьянское восстание. Более 2-х месяцев (с 9 марта по 29 мая) наш край находился в руках восставших.

Задача ликвидации повстанческого движения в Сургутском уезде была возложена на части 257-го полка 29-й дивизии Красной Армии. В Томске был сформирован отряд под названием «Севергруппа», им командовал Александр Андреевич Неборак. Отряд состоял из 334 солдат и офицеров, был снаряжён 28 лошадьми, 296 винтовками, 9 пулемётами, 2 артиллерийскими орудиями. 19 мая отряд на бронепароходе «Алтай» отправился вниз по Оби и через 10 дней достиг Сургута.

К этому времени в Сургуте мятежные настроения пошли на спад.  После занятия красноармейцами крупных повстанческих центров – Тобольска (8 апреля) и Самарово (11 мая), наш город оказался в полной изоляции. Сургутские повстанцы, теряя присутствие боевого духа, срочно покидали город, уходя в труднодоступные районы Среднего Приобья. 29 мая 1921 г. перед превосходящими силами Красной Армии мятежный Сургут сдался, не оказав серьезного сопротивления.

Отряд А. А. Неборака арестовал около 400 человек, в том числе 35 «активных мятежников». По данным Председателя уездного исполкома Е.А. Федосеева, после подавления восстания было расстреляно 27 человек. Позже выездная сессия Томского губернского революционного трибунала вынесла ещё 9 смертных приговоров, 13 человек приговорили к тюремному заключению, 9 – осудили условно.

Военное положение, введённое в Сургуте ещё в начале мятежа, сохранялось на протяжении всего 1922 года. Запрещались народные праздники, торжества, собрания, за исключением собраний РКП(б) и РКСМ. В ночное время сохранялся комендантский час. Население Сургута, некогда зажиточное, пришло к разорению и обнищанию.

В начале 1930-х гг. участники восстания подверглись различным формам репрессий: раскулачиванию, высылке в отдалённые северные районы, заключению в исправительно-трудовые лагеря, расстрелу. Карательная машина не пощадила и красного командира Александра Неборака. В 1942 г. он покончил с собой.