Опубликовано

Правда о войне. Фюрер в качестве трофея

Центральный архив Федеральной службы безопасности России рассекречивает всё новые и новые архивные документы, из которых мы узнаём малоизвестные страницы Великой Отечественной войны. В феврале 1943 года в Запорожье Гитлер чудом избежал плена. И этот факт в своих мемуарах не отрицают даже военачальники Третьего рейха.

В феврале 1943 года Адольф Гитлер, обеспокоенный положением своих войск на советско-германском фронте, принял решение навестить командующего группой армии «Юг» фельдмаршала Эриха фон Манштейна и обсудить с ним планы остановки наступления советских войск на Украине.

17 февраля в шесть часов утра самолёт фюрера приземлился в Запорожье. На двух других самолётах прибыла большая свита, включавшая личную стенографистку и повара. 19 февраля 1943 года Гитлер чуть не попал в плен к танкистам 111-й танковой бригады 25-го танкового корпуса Красной армии, которые оказались на берегах Днепра в ходе операции под кодовым названием «Скачок».

Перед 25-м танковым корпусом генерала Петра Павлова была поставлена задача: совершить с боями 500-километровый рейд в район Павлограда и отрезать немцам пути отступления с Донбасса. 17 февраля советские части освободили Павлоград. 19 февраля была взята станция Вольнянск, и генерал Павлов подошёл к аэродрому «Мокрое», где находился Гитлер. Его отделяло от советских танкистов всего лишь пять километров.

Из воспоминаний шеф-пилота фюрера, генерал-лейтенанта и группенфюрера СС Ганса Баура: «На третий день нашего пребывания там стало известно, что русские прорвали фронт под Днепропетровском. Главная дорога, по которой они наступали, вела как раз в сторону Запорожья и проходила мимо аэродрома, где стоял наш самолёт. Сообщали, что первой движется колонна из двадцати танков. Самолёты готовились к бою, чтобы попытаться отбросить их назад. Все силы, имевшиеся на аэродроме, собрали для его защиты, однако оборона выглядела не очень надёжной – у нас не было ни артиллерии, ни противотанковых ружей. Вот показались русские. С восточной оконечности лётного поля мы видели двадцать два танка. Как раз в этот момент прибыл Гитлер. Наши три «Кондора» с уже прогретыми двигателями взмыли в воздух.»

Бывший генерал-лейтенант Вермахта Рейнер Штагель, попавший в советский плен, во время допроса, подтвердил данную информацию: «В феврале 1943 года Гитлер чуть было не попал в качестве трофея в руки советских танкистов. …Русские прорвали фронт в районе города Изюм, и одной танковой колонне удалось прорваться в район Запорожья, куда накануне приехал Гитлер для встречи с Манштейном. Самолёт Гитлера был на том самом аэродроме, о важности которого мне толковал фюрер. Русские танкисты были в 5-ти километрах от аэродрома».

Это был 608-й день Великой Отечественной войны, который мог стать её поворотным пунктом.