Сегодня мы хотим познакомить вас с уникальной цельногравированной книгой «Возвращение Тобольска», которая есть в библиотеке нашего музея.
Литературной основой книги послужило эссе Распутина «Возвращение Тобольска», в котором писатель акцентировал внимание на самые яркие факты из истории города, на известных личностях, чьи судьбы связаны с духовной и культурной столицей Сибири.
«Царствующий град Сибирь» – так от начала династии Романовых величали Тобольск. А Екатерина Великая поднесла ему свой императорский трон. Только столица Российской империи и столица Сибирского царства имели право принимать и отправлять посольства…
Работа художника-графика Нины Казимовой над книгой заняла более двух лет. Вначале был создан эскизный вариант, затем каждая страница тщательно прорисовывалась и заполнялась текстом, воспроизводящим образцы старорусского письма конца XVI в. (когда был основан Тобольск). Затем эти изображения с помощью кальки были перенесены на медные пластины. После этого начался длительный процесс гравировки. Художник использовала две техники гравирования– офорт и акватинту. Так были подготовлены 30 медных досок, и уже с них, посредством ручной печати на офортном станке, оттиснуты все листы этой уникальной книги.
Тираж «штучного» издания – всего пятьдесят экземпляров (в этом заключается его уникальность, поскольку большими тиражами такие книги издавать невозможно).
Давайте познакомимся с некоторыми графическими картинами, отражающими многовековую жизнь Тобольска. На листе, посвящённом С.У. Ремезову, создателю «Чертёжной книги Сибири», картографу и строителю первых каменных зданий города, изображены церкви, колокольни, которые возвращают нас в Тобольск эпохи Ремезова, времени, когда каменные стены служили защитой, храмы – духовной опорой, а труды служили не личным выгодам, а пользе России, о чём вещают ангелы, трубящие над городом.
Абалакский образ Божией матери относится к наиболее почитаемым чудотворным иконам в Сибири. Чудесное появление образа связано со строительством Абалакского Знаменского мужского монастыря – одного из важных духовных форпостов Сибирской земли.
Для двадцатидвухлетнего Ф.М. Достоевского Тобольск стал пересылочным пунктом по пути на каторгу. Именно здесь будущий писатель встретился с жёнами декабристов, находившимися в городе на вечном поселении. От одной из них – Н.Д. Фонвизиной – он получил Евангелие, с которым писатель не расставался до конца жизни. Тобольск и впрямь стал для Достоевского не тюрьмой, а началом духовного возрождения.
Ещё один сюжет связан с предположением, что живописность, «картинность» Тобольска вдохновила П.П. Ершова на создание сказки «Конёк-Горбунок». У ног поэта широко улыбается Чудо-юдо рыба-кит, на спине которого – Тобольский кремль. Тоболяки уверены, что действие сказки происходит именно в их городе.
Эта книга таит в себе множество возможных прочтений, оставляя место для собственных толкований и вдохновений.