По страницам выставки «Летят журавли», организованной нашим музеем совместно с киноконцерном «Мосфильм» в 2015 году, вспоминаем самые известные советские военные кинокартины «эпохи застоя».
Характерной чертой советского кинематографа 1970-х гг. является активное финансирование идеологически выдержанных картин. Кинематограф «эпохи застоя», преодолевая цензурные барьеры, создал великие произведения, отразившие осмысление великого горя и великого подвига старшего поколения советских людей.
Кинематографисты стали стремиться к более многомерному изображению войны. Особое значение приобретает жанр эпопеи. Самым значительным произведением такого рода стал цикл «Освобождение» (реж. Ю. Озеров), состоящий из 5 фильмов. Основой произведения стали реальные исторические события. На подготовку киноэпопеи ушло 10 лет, из них 6 лет (1967 – 1972) продолжались съёмки. Каждый фильм цикла является самостоятельным законченным произведением, повествующим об определённом этапе войны. В киноэпопее представлена небывалая масштабность показа мест проведения боевых операций, штабов армий, дипломатических встреч союзников. Впервые за многие годы на экране появился образ И.В. Сталина, как выдающегося стратега и полководца.
В жанре исторической хроники создавались и другие фильмы, но их сюжеты были более ограничены во времени и пространстве. Огромный успех имел фильм «Они сражались за Родину» (реж. С. Бондарчук, 1975). Автору удалось изобразить психологию национальных народных характеров и колорит солдатских будней.
Во второй половине 70-х – начале 80-х гг. появляются фильмы, предложившие новые образы, обозначившие нестандартные подходы к осмыслению войны. Это жестокие и очень натуралистичные картины: «Горячий снег» (реж. Г. Егиазаров, 1972), «Восхождение» (реж. Л. Шепитько, 1976), «Иди и смотри» (реж. Э. Климов, 1985).