Опубликовано

Сибирский кедр – лесов владыка

«Славьтеся, места, любимые солнцем, гордитесь, высоты ливанские, своими кедрами:

не видя вас в моем отечестве на матерой земле, России принадлежащей,

не смею и величать вас, но зато в глазах моих тенистый кедр богатой Сибири

не уступит вам в красотах своих и мне вас заменит.

Какое величество в осанке сего дерева, какая священная тень в густоте лесов его».

В. Дмитриев (краевед, натуралист), «Сибирский кедр», 1818 г.

Сибирский кедр – краса и национальная гордость России, богатство нашей страны, символ силы, здоровья, устойчивости и долголетия. Ветви кедра изображены на гербе ХМАО – Югры, на гербе Кондинского района и на гербах ряда других городов и районов.

На протяжении веков сибирский кедр верно служит человеку. По мере изучения открываются его новые полезные качества и свойства. Орехи, хвою и смолу можно превратить в чудодейственные лекарственные средства. Главное достоинство сибирского кедра – это его орехи, высококалорийные, питательные и целебные.

Знаете ли вы, как вёлся кедровый промысел в XIX веке?

Заготовка ореха – древний, сложившийся веками традиционный промысел населения Сибири. В книге исследователя Севера Александра Дунина-Горкавича «Тобольский Север» кедровому промыслу посвящена отдельная глава. Она начинается с ключевой фразы, отсылающей читателя к современному положению дел: «Сырые кедровые леса как лесной материал не эксплуатируются, но эксплуатация их практикуется путём сбора кедровых орехов, что даёт значительный заработок населению».

По оценкам А.А. Дунина-Горкавича, кедровый промысел был четвёртым по значению на Тобольском Севере (после рыболовства, охоты и оленеводства), а по Ваху и левобережью Оби он мог выходить на третье место.

Кедровый промысел вёлся как в «кондовых» – высокоствольных кедровниках, где орех добывался с помощью колота – большого деревянного молота с 2-х метровой рукояткой, так и в более «плодовитых» «чащевых», где росли толстые кряжистые кедры. Здесь вёлся менее эффективный – «лазовый» промысел. Средняя добыча кедрового ореха в Сургутском крае оценивалась им от 12–15 тыс. пудов (196,5- 245,7 тыс. кг.) до 19,1 тыс. пудов (312,8 тыс. кг.) в урожайные годы.

А.А. Дунин-Горкавич приводит сведения о 24 лучших промысловых кедровниках, располагавшихся в Сургутском крае. Он резко выступал против нередкой к тому времени рубки «чащевых» кедров с целью сбора шишек.

О распространении, состоянии кедровников, задачах их рационального использования много сказано и в других разделах трёхтомного труда А.А. Дунина-Горкавича, с которыми вы можете познакомиться в научной библиотеке музея.