22 июня 1941 года в 03 часа 15 минут (по московскому времени) фашистская Германия открыла огонь по пограничным заставам и расположению советских войск. Государственную границу СССР от Баренцева до Черного моря охраняли 666 пограничных застав, 485 из них подверглись нападению в первый день войны. Ни одна из застав не отошла без приказа.
В Москве, в Генеральном штабе, информация о перелёте вражеских самолетов через западную границу СССР была принята в 3 часа 07 минут. Около 4 часов утра Г.К. Жуков позвонил И.В. Сталину и сообщил в штабы военных округов, армий и соединений о нападении Германии. Иосиф Виссарионович Сталин срочно созвал совещание.
К 7 часам 15 минутам была выработана директива № 2:
«1. Войскам всеми силами и средствами обрушиться на вражеские силы и уничтожить их в районах, где они нарушили советскую границу. Впредь до особого распоряжения границу не переходить.
2. Разведывательной и боевой авиацией установить места сосредоточения авиации противника и группировку его наземных войск. Мощными ударами бомбардировочной и штурмовой авиации уничтожить авиацию на аэродромах противника и разбомбить основные группировки его наземных войск. Удары авиации наносить на глубину германской территории до 100-150 км. Разбомбить Кенигсберг и Мемель. На территорию Финляндии и Румынии до особых указаний налётов не делать».
Были изданы указы Президиума Верховного Совета СССР:
✅о мобилизации военнообязанных во всех военных округах, кроме Среднеазиатского, Забайкальского и Дальнего Востока, где с 1938 г. существовал Дальневосточный фронт;
✅о введении военного положения на большей части европейской территории СССР – от Архангельской области до Краснодарского края.
В 12 часов 15 минут началась общесоюзная радиотрансляция, страна узнала о начале Великой Отечественной войны. К гражданам Советского Союза обратился народный комиссар иностранных дел СССР В.М. Молотов.
Нападение Германии на Советский Союз отразилось и на народах других стран, прежде всего тех, которые вскоре стали его основными союзниками или противниками.
22 июня 1941 года в 5:30 утра рейхсминистр Йозеф Геббельс в специальной передаче Великогерманского радио зачитал обращение Адольфа Гитлера к немецкому народу, в связи с началом войны против Советского Союза. Германское руководство делало ставку на «молниеносность» и намеривалось завершить войну к зиме 1941 года.
22 июня 1941 года в 21:30 премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль, выступая по радио, сказал: «Любой человек или государство, которые борются против нацизма, получат нашу помощь… Такова наша политика, таково наше заявление. Отсюда следует, что мы окажем России и русскому народу всю помощь, какую только сможем… Гитлер хочет уничтожить русскую державу потому, что в случае успеха надеется отозвать с востока главные силы своей армии и авиации и бросить их на наш остров».
24 июня 1941 года президент Франклин Рузвельт на пресс-конференции заявил, что США рады приветствовать ещё одного противника нацизма и намерены предоставить Советскому Союзу помощь.