Легендарный 46-й гвардейский Таманский Краснознаменный ордена Суворова 3-й степени ночной бомбардировочный женский авиационный полк был сформирован осенью 1941 года. Немцы прозвали его «Ночными Ведьмами» за то, что все боевые вылеты были исключительно ночными, а перед пикированием на вражеские позиции девушки-пилоты отключали моторы на своих бипланах По-2, и оставался слышен лишь негромкий шелест воздуха под крыльями, похожий на звук метлы. Французские лётчики из авиаполка «Нормандия – Неман» называли их «ночными колдуньями», а свои – «сестрёнками».
Женский авиационный полк – необычное явление в Военно-воздушных силах.
В 1941 году Советская армия несла колоссальные потери. Для военной авиационной техники срочно потребовались пилоты и инженеры. Поэтому 8 октября 1941 года был выпущен особый приказ Народного Комиссариата Обороны о формировании женских авиаполков. Руководство возложили на Героя Советского Союза летчицу Марину Раскову, которая лично объезжала авиационные училища и отбирала курсантов в эти соединения. Для создания боевых авиаполков, нужны были не только летчики, но штурманы, техники, вооруженцы. Для этого ЦК комсомола по Москве объявил призыв девушек, желающих добровольно пойти на фронт. Сотни девушек, от 16 до 20 лет, никогда в жизни не прикасавшихся к самолетам, не державших в руках оружия, пришли в армию по этому призыву. Среди них были студентки, ткачихи, воспитательницы детских садов, школьницы. 16 октября 1941 года их всех погрузили в товарные вагоны и повезли в Энгельсскую Военную Авиационную школу пилотов (ЭВАШП) близ Саратова. Здесь в начале 1942 года после обучения были сформированы три полка – истребительный, скоростных бомбардировщиков и легких ночных бомбардировщиков. В дальнейшем первые два полка стали смешанными. И только полк ночных бомбардировщиков, командиром которого назначили Евдокию Бершанскую, до конца войны оставался исключительно женским. На фронт полк вылетел 23 мая 1942 года. Его численность была 115 человек – большинство в возрасте от 17 до 22 лет. Девушки-летчицы летали на маленьких тихоходных бипланах По-2. Их называли «кукурузниками» или «этажерками». На них до войны обучались летчики. Открытая кабина не защищала экипаж от пуль и сильного ветра. Радиосвязи не было, скорость самолета всего 120 км/час, высота – 3 км. Единственное вооружение – пистолеты ТТ. Пулеметы и парашюты на этих самолетах появились только в 1944-м году. Не было прицелов, девушки создали их сами и назвали ППР (проще пареной репы). Не было бомбового отсека, бомбы подвешивались прямо под брюхо самолёта. Много бомб По-2 поднять не мог, но зато они попадали в цель с исключительной точностью. Мелкие бомбы штурманы возили у себя на коленях и сбрасывали руками через борт самолета. Девушки летали ночью, делая до десяти вылетов. Перевозили летчицы и грузы для партизан: медикаменты, боеприпасы, продовольствие, почту. Немцы называли По-2 «рус фанер» из-за деревянного каркаса, обшитого фанерой. За каждый сбитый самолет немецкий летчик получал высшую награду – «железный крест».
Лётчицы 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного Таманского Краснознамённого ордена Суворова полка приняли участие в крупнейших боевых операциях Красной Армии: битве за Кавказ, освобождении Кубани, Тамани, Новороссийска, Крыма, Белоруссии, Польши и в боях на территории Германии. Самолёты полка провели в воздухе 28676 часов, или 1191 полных суток, за это время «Ночные ведьмы» уничтожили 17 переправ, 46 складов боеприпасов, 86 огневых точек врага, множество топливных цистерн, 9 поездов, 2 железнодорожные станции. Всего они сбросили на врага 3000 тонн бомб. Но было ещё одно – это ужас, который наводили ночные налёты «ведьм» на немецкие войска. За годы войны погибли 32 девушки и 23 боевые машины. 23 военнослужащим полка было присвоено звание Героя Советского Союза. Вечная память лётчицам «небесного тихохода»!
Опубликовано