Визуальная антропология

Развитие такого направления в изысканиях музея связано с работами сотрудника музея, фотохудожника, члена Союза фотографов России, лауреата российских и международных конкурсов А.В. Заики. С 2001 года он постоянный участник всех экспедиций, фиксирующий различные стороны традиционной культуры ханты, трансформацию культурных и природных ландшафтов. Так сформирована коллекция уникальных фотоматериалов, которая имеет широкое практическое применение как в деятельности музея, так и за его пределами.

Заика А.В. Автор фото: Исаева Т.А.
Фотоистория «Лёнькины каникулы»

Стойбище Сопочина В.И., Сургутский район, верховья р. Тром-Аган, 2004 г.

Народ ханты сохранил традиционный промысловый уклад хозяйства и ведёт полукочевой образ жизни, связанный с разведением оленей. Расселяется ханты малыми семьями (до 20 человек) на территории (площадью в сотни гектаров) родовых угодий, состоящих из трёх сезонных стойбищ: зимнего, летнего и осенне-весеннего. Связь семьи с внешним миром минимальна, стойбища располагаются в десятках, а как правило, в сотнях километров от населенных пунктов.

В конце каждого августа, средствами малой авиации и водного транспорта, органы местного самоуправления собираю по стойбищам детей школьного возраста, для поселения их в интернатах и прохождения ими учебной программы средней школы. В течение долгих девяти месяцев дети оторваны от дома и семьи, а в начале июня их возвращают на стойбища, на летние каникулы. Но каникулы для детей ханты – это нелегкий повседневный труд на равнее со взрослыми: выпас и уход за оленями, починка выходящих из строя во время длинной зимы промыслового инвентаря, средств передвижения, одежды; сбор дров и их рубка на зиму; добыча пропитания: рыболовство, охота, сбор дикоросов и т.д. И только когда взрослые отдыхают после тяжелого трудового дня, дети «добираю своё» в играх.


Фотоистория «Русский «ханты»

Стойбище Кечимовой И.И., Сургутский район, р. Кумали, 2006 г.

В каждой этнической культуре известно множество случаев, замужества с инородцами. Покидая родной дом, женщина покидала и привычную среду обитания. В доме мужа, ей необходимо было усвоить все женские навыки и обязанности новой национальной культуры.

Более редким событием брака является переход мужчины в культурную среду жены. Такой шаг накладывает на супруга повышенные обязательства, тем более, если муж и жена принадлежат к совершенно разным этнокультурным типам (оседлые земледельцы славяне имеют весьма отдаленное представление о специфике жизни таежных промысловиков). Для того чтобы полностью войти в новую культуру – надо стать таким как ОНИ.

Владимир Полищук – русский, ставший жить как ханты. В 1999 году он взял в жены женщину ханты – Ирину Кечимову, имеющую пятерых детей от первого брака. (В национальной традиции ханты мужчина должен обеспечить семью и кровом, и пищей. В условиях перекочевок это значит, что необходимо обустроить два постоянных стойбища – зимнее и летнее, и одно временное промысловое – осенне-весеннее. Понятие стойбища включает в себя строительство дома, продуктового и вещевого лабазов, времянок, хозяйственных построек, летней кухни. Насущным является овладение техникой охотничьего и рыболовного промыслов, изготовление промыслового инвентаря и средств передвижения и, наверное, самое главное – необходимы способности для содержания оленьего стада). За прошедшие 9 лет Владимир самостоятельно на болотах построил три традиционные хантыйские семейные стойбища. В его хозяйстве на сегодняшний день: 3 дома, 2 лабаза, баня, 5 времянок, ледник, летняя кухня, коптильня и печь для выпечки хлеба. В 2007 году Владимир закончил строительство «оленьего дома», а в ближайших планах семьи – приобретение небольшого стада оленей.


Фотоистория «Хозяин рода»

Юрты Сопочина Л.М., Сургутский район, бассейн р. Тром-Аган, 2009-2010 гг.

Сопочин Леонид Михайлович хозяин одного из родов «Нёрым Ях» («Болотные люди»). Леонид Михайлович старший по возрасту мужчина в роду – старейшина, наделенный статусом третейского судьи рода, а также выполняющий камлание и врачевание для нужд рода. Леонид Михайлович ведет традиционный для народа ханты полукочевой образ жизни. На родовом угодье живет с супругой Анной Васильевной. Отец 3 детей, старшие сыновья живут отдельно и ведут самостоятельные хозяйства. Младшая дочь и внуки приезжают на стойбища Леонида Михайловича во время школьных каникул.


Фотоистория «Нёрым Ях – Болотный Народ»

Нёрым Ях – самоназвание группы родов народа ханты, проживающих на болотах бассейна реки Тром-Аган в ХМАО. Береговые и поселковые ханты считают болотных сородичей более «отсталыми», поскольку те ведут традиционное хозяйство и медленнее впитывают в свой быт и культуру блага современной цивилизации.