Память о Великой Отечественной войне не стирается и не тускнеет с годами. Люди, пережившие войну, помнят бомбёжки, пожары, голод, издевательства фашистов. И всё же самые страшные воспоминания о военных преступлениях всю жизнь хранят те, чьё детство прошло в концентрационных лагерях.
Более 5 миллионов детей стали узниками концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, разбросанных по всей оккупированной Европе: Алитус, Бухенвальд, Дарница, Даугавпилс, Дахау, Майданек, Маутхаузен, Нарва, Озаричи, Освенцим, Пятый полк (Витебск), Рава-Русская, Равенсбрюк, Саласпилс, Собибор, Терезин, Треблинка, Тростонец, Флосенбург, 6-й и 9-й форты (Каунас), Хельмно, Штрассхофф, Штукенброк, концлагерь № 6 (Петрозаводск) и другие.
На территории нашей страны фашистские оккупанты целенаправленно уничтожили более 600 тысяч детей. Одним из самых страшных фашистских концлагерей, расположенных на территории Советского Союза, был детский концлагерь – Саласпилс. Его строительство началось в Советской Латвии в октябре 1941 года рядом с посёлком Саласпилс – отсюда и одноименное название. Изначально, он предназначался только для размещения и уничтожения евреев, цыган, латышских антифашистов и пленных советских солдат, но в марте 1943 года сюда стали привозить детей из Белоруссии и северо-западных областей России: Псковской, Калининской, Ленинградской. Вместо имени у каждого ребенка был номер, выбитый на жетоне. У детей брали кровь для офицеров СС, проводили медицинские эксперименты (ампутация конечностей, удаление внутренних органов), испытывали на них воздействие различных ядов. Каждый день от этих «опытов» умирало до 150 ребятишек, а выживал – лишь один из десяти.
Из воспоминаний очевидцев – малолетних узников концлагеря Саласпилс: «За грудными младенцами присматривали 5–8-летние девочки. Грязь, вшивость, вспыхнувшие эпидемии кори, дизентерии, дифтерии приводили к массовой гибели детей. Немецкая охрана ежедневно в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших мучительной смертью детей. Они сбрасывались в выгребные ямы, сжигались за оградой лагеря и частично закапывались в лесу вблизи лагеря».
В 1944 году под натиском стремительно наступавшей Красной армии нацисты предприняли попытку уничтожить следы своих преступлений. Были сожжены бараки и документы. По приказу Гиммлера раскапывались могилы и сжигались трупы, после чего узников, участвовавших в этих мероприятиях, взрослых заключённых – расстреляли. После того, как на территорию концлагеря вошли советские войска, началась работа по установлению всех фактов зверств нацистов. Удалось раскопать оставшиеся нетронутыми трупы, включая тела детей до 6 лет. По крупицам были восстановлены все обстоятельства содержания узников детского концлагеря Саласпилс. Всё это было представлено в постановлении Государственной чрезвычайной комиссии СССР от 28 апреля 1945 года.
В 1967 году на месте лагеря был создан Саласпилсский мемориальный комплекс, в работе над которым принимали участие российские и латвийские скульпторы, в том числе и Эрнст Неизвестный. Мемориал до сих пор является местом поклонения для тех, кто не склонен прощать, забывать и оправдывать нацистские деяния.